АЗАМАТТЫҚ ҚОРҒАНЫС ЖОҒАРЫ
КӨПСАЛАЛЫ КОЛЛЕДЖІ
ВЫСШИЙ МНОГОПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ ГРАЖДАНСКОЙ ЗАЩИТЫ

Производственное обучение

Производственное обучение является частью учебного процесса и включает деятельность мастера — инструктирование и деятельность учащихся — учение.Инструктирование и учение тесно связаны между собой и влияют друг на друга. Учение как систематический, сознательный и целенаправленный учебный труд учащихся по усвоению знаний, выработке умений и навыков имеет внешнюю и внутреннюю сторону.

Внешняя сторона учения в процессе производственного обучения учащихся проявляется в их трудовой учебной деятельности — выполнении приемов, операций, изготовлении изделий, регулировке, наладке механизмов и тому подобных производственных действиях. Внутренняя деятельность включает восприятие и осмысливание инструктивных указаний мастера, обдумывание и планирование предстоящей работы, способов контроля и самоконтроля, мысленный процесс поиска наиболее рациональных способов выполнения работы, построение предположений, их проверку и т. п. В результате единства внешней и внутренней сторон учебной деятельности у учащихся формируются знания, умения и навыки.

Содержание деятельности мастера по руководству производственным обучением учащихся зависит от конкретного содержания (профессии, темы) и периода обучения, подготовленности учащихся, условий обучения.

Процесс производственного обучения осуществляется в различных формах и различными методами. Под формами обучения понимают способы построения учебно-воспитательного процесса, определяющие характер учебно-производственной деятельности учащихся, руководство этой деятельностью и структуру занятий. Следует различать формы организации учебного процесса и формы организации учебно-производственной деятельности учащихся.

Основной формой организации производственного обучения учащихся в учебных мастерских и на учебно- производственных участках предприятий является урок.(При урочной форме организации обучения, которая характеризуется прежде всего руководящей ролью мастера, все учащиеся группы одновременно изучают один и тот же или однотипный учебный материал, выполняют однотипные учебно-производственные задания. Уроку производственного обучения присущи четкость цели и содержания, а также организационной структуры— вводный инструктаж, упражнения (самостоятельная работа) учащихся и текущий инструктаж, заключительный инструктаж.

При обучении учащихся в условиях производства (на предприятиях, стройках, в хозяйствах и т. п.) основными формами организации учебного процесса являются:

  • обучение учащихся в составе ученических бригад;
  • обучение в составе бригад квалифицированных рабочих;
  • индивидуальное прикрепление учащихся к квалифицированным рабочим.
  • экскурсии и домашняя учебная работа учащихся.

Формами учебно-производственной деятельности учащихся, применяемыми при различных формах организации процесса обучения, являются фронтально-групповая, бригадная и индивидуальная. Не следует смешивать урочную форму обучения и фронтально-групповую форму организации учебно-производственной деятельности учащихся. Фронтально-групповая форма деятельности учащихся реализуется главным образом при проведении уроков производственного обучения, экскурсий. Вместе с тем на уроках широко применяют также бригадные, индивидуальные формы учебно-производственной деятельности учащихся. Таким образом, формы организации обучения и формы деятельности учащихся необходимо применять в единстве.